Одним из направлений деятельности Совета муниципальных образований Тюменской области является участие в работе по совершенствованию областного и федерального законодательства.
Вопросы, требующие дополнительного правового регулирования, выявляются в ходе правоприменительной практики органов местного самоуправления. Однако Совет непосредственно правом законодательной инициативы ни в областном, ни в федеральном парламенте не обладает, поэтому подготовленные аппаратом Совета законопроекты, вносятся от лиц, которые таким правом обладают, например, от депутатов областного парламента или представительного органа местного самоуправления.
Особенностью практики Совета является то, что, в случае, если для решения вопроса требуются изменения федерального закона, то еще до его внесения в законодательный орган мнение об актуальности вопроса и концепции предлагаемого законопроекта выясняется у максимально широкого круга органов местного самоуправления на всей территории Российской Федерации. Для этой цели используется механизм сотрудничества с Общероссийским конгрессом муниципальных образований (ОКМО).
Например, в 2021 году в ходе изучения правоприменительной практики Администрацией Тобольского муниципального района Тюменской области была выявлена проблема недостаточной правовой определенности процедуры продажи земельных долей. Так, пунктом 4 статьи 12 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» установлено, что в течение шести месяцев со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления вправе продать эту земельную долю сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Однако законом не урегулирован вопрос о порядке действия органов местного самоуправления в случае, если на приобретение земельной доли подана более, чем одна заявка.
Актуальность данной проблемы подтверждена в ходе опроса среди органов местного самоуправления Российской Федерации, проведенного по обращению Совета муниципальных образований Тюменской области Общероссийским конгрессом муниципальных образований (60 из 69 респондентов в разных субъектах Российской Федерации ответили, что данная проблема является пробелом в праве). Результатом описанной аналитической работы стал проект федерального закона «О внесении изменения в статью 12 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», внесенный в Тюменскую областную Думу. Авторы законопроекта предлагают применить известный способ правового регулирования известный как first to file (первый, кто подал заявку), устанавливающий право приоритета за первым заявителем. Аналогичный способ правового регулирования используется в Земельном Кодексе Российской Федерации (например, абз. второй подпункта 3 пункта 4 ст. 39.11 ЗК РФ).
Таким образом, принятие законопроекта позволит устранить выявленный правоприменительной практикой пробел в праве, тем самым создаст условия для скорейшего вовлечения в оборот земельных долей и земель сельскохозяйственного назначения.
В настоящее время законопроект находится на рассмотрении в Тюменской областной Думе. На законопроект поступили положительные заключения областного правительства и правового управления областной Думы. После принятия соответствующего постановления законопроект будет направлен Тюменской областной Думой на заключение в Правительство Российской Федерации, затем внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Таким образом, использование механизма сотрудничества с Общероссийским конгрессом муниципальных образований является хоть и не предусмотренным регламентами, но очень полезным этапом для «обкатки» на уровне органов местного самоуправления готовящихся проектов федеральных законов.
Вопросы, требующие дополнительного правового регулирования, выявляются в ходе правоприменительной практики органов местного самоуправления. Однако Совет непосредственно правом законодательной инициативы ни в областном, ни в федеральном парламенте не обладает, поэтому подготовленные аппаратом Совета законопроекты, вносятся от лиц, которые таким правом обладают, например, от депутатов областного парламента или представительного органа местного самоуправления.
Особенностью практики Совета является то, что, в случае, если для решения вопроса требуются изменения федерального закона, то еще до его внесения в законодательный орган мнение об актуальности вопроса и концепции предлагаемого законопроекта выясняется у максимально широкого круга органов местного самоуправления на всей территории Российской Федерации. Для этой цели используется механизм сотрудничества с Общероссийским конгрессом муниципальных образований (ОКМО).
Например, в 2021 году в ходе изучения правоприменительной практики Администрацией Тобольского муниципального района Тюменской области была выявлена проблема недостаточной правовой определенности процедуры продажи земельных долей. Так, пунктом 4 статьи 12 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» установлено, что в течение шести месяцев со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления вправе продать эту земельную долю сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Однако законом не урегулирован вопрос о порядке действия органов местного самоуправления в случае, если на приобретение земельной доли подана более, чем одна заявка.
Актуальность данной проблемы подтверждена в ходе опроса среди органов местного самоуправления Российской Федерации, проведенного по обращению Совета муниципальных образований Тюменской области Общероссийским конгрессом муниципальных образований (60 из 69 респондентов в разных субъектах Российской Федерации ответили, что данная проблема является пробелом в праве). Результатом описанной аналитической работы стал проект федерального закона «О внесении изменения в статью 12 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», внесенный в Тюменскую областную Думу. Авторы законопроекта предлагают применить известный способ правового регулирования известный как first to file (первый, кто подал заявку), устанавливающий право приоритета за первым заявителем. Аналогичный способ правового регулирования используется в Земельном Кодексе Российской Федерации (например, абз. второй подпункта 3 пункта 4 ст. 39.11 ЗК РФ).
Таким образом, принятие законопроекта позволит устранить выявленный правоприменительной практикой пробел в праве, тем самым создаст условия для скорейшего вовлечения в оборот земельных долей и земель сельскохозяйственного назначения.
В настоящее время законопроект находится на рассмотрении в Тюменской областной Думе. На законопроект поступили положительные заключения областного правительства и правового управления областной Думы. После принятия соответствующего постановления законопроект будет направлен Тюменской областной Думой на заключение в Правительство Российской Федерации, затем внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Таким образом, использование механизма сотрудничества с Общероссийским конгрессом муниципальных образований является хоть и не предусмотренным регламентами, но очень полезным этапом для «обкатки» на уровне органов местного самоуправления готовящихся проектов федеральных законов.